Что с нами будет, если Молдова останется без поставок природного газа или объемы поставок резко сократятся?

Этот вопрос мне задают руководители больниц, школ и детских садов, предприниматели, жители нашей страны. К сожалению, исключать самый негативный сценарий, возможный при энергетическом кризисе – нельзя. Есть два пункта, которые позволяют «Газпрому» прекратить поставки газа – это не урегулирование вопроса исторических долгов и несвоевременная оплата текущих поставок.

В Правительстве разработан Проект Постановления по предотвращению и смягчению последствий энергетического кризиса в случае ограничения подачи природного газа. После внимательного изучения этого документа, у меня сложилось впечатление, что его авторы крайне далеки от понимания реалий нашей страны и хотят заранее переложить с себя ответственность в случае возможных чрезвычайных ситуаций.

Позволю себе очень коротко обозначить самые неоднозначные моменты, которые, на мой взгляд, требуют более глубокой проработки со стороны профильных ведомств.

Переход на онлайн-обучение (не менее 10 дней в месяц). Этот пункт вызывает у меня особую тревогу, потому что мы уже внедряли дистанционное образование в период борьбы с корона вирусной инфекцией. Многочисленные провалы экзаменов на БАК-2022 – это прямое следствие учебы в режиме онлайн. Возвращаясь к онлайну, мы гарантированно столкнемся с резким падением качества знаний и в перспективе вырастим поколение, которое не научили учиться.

Считаю, что гораздо более эффективной мерой стало бы изменение учебного графика — переход на шестидневную учебу и перевод каникул на зимний период. По подсчетам наших специалистов, в этом случае ученики могли бы уйти на каникулы в период с 22 декабря по 27 февраля – то есть в самый холодный и энергетически затратный для школ период. Возможно, подобный режим можно будет использовать и в детских садах при условии, что одному из родителей на этот период будет выплачиваться пособие в размере не менее 50 процентов от заработной платы.

Еще один спорный пункт проекта – мероприятия по массовой вырубке древесины, не входящей в лесной фонд. Напомню, что в Молдове лесные насаждения занимают менее 15% территории страны, а в Гагаузии этот показатель в два раза ниже. Во многом из-за массового сокращения лесных насаждений и лесополос наша страна каждые 2-3 года сталкивается с засухой, в экосистеме накапливаются необратимые изменения, ухудшается состояние атмосферы, почв и подземных вод. Понимаю всю глубину энергетического кризиса, который может нас захлестнуть в эту зиму, но считаю неправильным решать сегодняшние проблемы за счет здоровья и благосостояния будущих поколений.

Перевод бюджетных учреждений на альтернативные виды топлива. Эта мера абсолютно оторвана от реальной картины. Например, Гагаузии из 131 публичного учреждения лишь 5 могут отапливаться альтернативными видами топлива. Да, теоретически системы отопления можно модернизировать и перевести на уголь или другой теплоноситель – но для этого потребуются колоссальные инвестиции и не один год. Кстати, уже сегодня цены на твердотопливные котлы, электрообогреватели подскочили в полторта, два раза – мы имеем дело с классическим спекулятивным поведением, когда некоторые экономические агенты хотят получить сверхприбыль, пользуясь отчаянным положением людей.

Призывы отказаться от газовых котлов и перейти на твердотопливные котлы звучат красиво, но это решение не по карману пенсионерам и социально уязвимым жителям. Минимальная заработная плата по стране составляет 3500 леев, средний размер пенсии 2076 леев. Смогут ли эти категории наших жителей перейти на альтернативные источники отопления, если котлы стоят в 10 раз больше, чем их ежемесячный доход? А кроме новых котлов им нужно еще будет покупать брикеты…

Допустим, в самый критический момент мы закроем детские сады, школы, спортшколы, дома творчества, дома культуры, примэрии, так как местные власти будут не в состоянии обеспечить бесперебойную работу бюджетных учреждений. В то же время, возникает вопрос — как быть с учреждениями здравоохранения? Например, в Гагаузии ни одна районная больница не имеет альтернативной возможности обогрева —  и такая же ситуация в абсолютном большинстве наших районов. Нагрев помещений больниц тепловыми пушками и каминами тоже не выход – наши энергосети просто не выдержат такую нагрузку.

Излишней, на мой взгляд, является мера по отключению уличного освещения после 23:00. Эти действия не дадут ощутимой экономии, но негативно скажутся на общественном правопорядке и спровоцируют рост случаев ДТП.

Есть и концептуальные вопросы, на которые я не смогла найти ответы в этом документе.

Абсолютно дезориентирован бизнес, особенно в реальном секторе экономике. Надо понимать, что частные домохозяйства потребляют лишь треть объемов поставляемого в Молдову природного газа. А главные потребители газа – это наши ТЭЦ и экономические агенты. Очевидно, что, если этот план будет введен в действие, наши предприятия первыми останутся без газа. Кто им компенсирует срыв контрактных обязательств, вынужденный простой сотрудников? В случае полной приостановки газоснабжения наши основные поставщики электроэнергии – я имею ввиду, прежде всего, Молдавскую ГРЭС – тоже остановят или значительно снизят объемы производства. Как будут выживать жители нашей страны в этом случае? Без электроэнергии дома наших жителей останутся не только без тепла, но и без воды, услуг канализации. А национальная экономика окажется парализованной.

Сегодня практически каждая семья в Молдове с тревогой ждет зиму и не имеет уверенности в завтрашнем дне. 

Не допустить возникновения проблемы – лучший сценарий, чем потом ее «героически решать» за счет потерь у населения, бизнеса, привлечения помощи внешних партнеров. Считаю, что политическое руководство страны и Правительство должно выйти из ловушки искусственных идеологем и начать прямые переговоры с поставщиком природного газа. Планы действия Президента, Правительства и Парламента должны совпадать с интересами общества, а не подменять их.