Выступление на конференции «EPC Summit в Молдове: между политикой и геополитикой. Ожидания, реальность, последствия»

Всем добрый день!

Я благодарю организаторов за приглашение и, пользуясь случаем, хотела бы также высказать своё мнение о прошедшем событии и не только.

Саммит Европейского политического сообщества был объектом внимания национальных СМИ как до его проведения 1 июня, так и после. И наше сегодняшнее обсуждение — тому подтверждение. 

Но я уверяю вас, это продлится не больше недели. А потом мы вернёмся, как говорят французы, к нашим баранам. 

Мероприятие, которое прошло в Бульбоаке, я бы скорее расценила как продвижение имиджа страны, чем воспользовалась Майя Санду а, заодно, и PAS.

Это была встреча европейских лидеров, но, всё же, она прошла без каких-либо значимых для Молдовы решений. И я не сторонница наполнять особым символизмом то, что мероприятие прошло именно у нас. Саммит прошёл в Молдове, потому что это предусмотрено регламентом — альтернативно, одна встреча проходит в стране-члене ЕС, следующая — в стране-кандидате на вступление. С учётом двух факторов – войны в Украине и предстоящих выборов в Молдове – естественно, что стратегический выбор был в пользу нашей страны. 

Это то, что должен понимать электорат.

Я не случайно сказала именно это слово — «электорат». Уверена, что эти два масштабных события 21 мая и 1 июня, — а надо отметить, что они были не только масштабными, но и оба обошлись бюджету в круглую сумму, — эти события имели стратегической целью поддержку действующей власти. Это была попытка протянуть действующей власти палочку-выручалочку в преддверии двух важных для страны кампаний — местных выборов осенью этого года и президентских выборов в 2024 году.

Обратите внимание, в эти дни Санду в интервью зарубежным СМИ фактически объявила, что будет баллотироваться на второй срок. «Молдова должна продолжать курс на евроинтеграцию», — таков был её аргумент.

То есть, произошло то, о чем я не раз говорила: эта власть банально монополизировала европейский вектор и саму тему евроинтеграции. И сделала она это, опираясь, в том числе, на месседжи поддержки со стороны известных чиновников из Брюсселя. Ровно то же происходило и на президентских выборах в 2020 году.

Но в 2024 году выбирать будут и новый состав Европарламента. От того, какие силы возьмут там большинство, будет зависеть не только континентальная политика, но и то, в интересах каких национальных лидеров будет играть внешний фактор или, если его можно так назвать — международный политический пиар.

Но вернусь к Саммиту.

Во-первых, если говорить о реальной ситуации в молдавских селах, то дорога, по которой официальные делегации прибывали в Бульбоаку, а именно, в замок-винодельню МИМИ, напоминает «потемкинские деревни», которые создавали под приезд Екатерины Великой: украшенные фасады вдоль маршрута и прочая бутафория, чтобы впечатлить высоких гостей. Даже дорогу они отремонтировали только до выезда из Бульбоаки. 

И это ровно то, что увидели Макрон, Борель, Йоханнис и все остальные гости во время своего пребывания у нас. И давайте не будем забывать, что этот Саммит был создан по инициативе президента Франции Эммануэля Макрона. 9 мая 2022 года в своей речи в Европарламенте он предложил создать «Европейское политическое сообщество» для интеграции таких государств, как Украина и Республика Молдова, которым, по его же словам, НУЖНО «НЕСКОЛЬКО ДЕСЯТИЛЕТИЙ», чтобы соответствовать критериям вступления в ЕС. Ещё раз: ДЕСЯТИЛЕТИЙ(!), А НЕ ПЯТЬ С НЕБОЛЬШИМ ЛЕТ, КАК ПЫТАЛАСЬ МАНИПУЛИРОВАТЬ САНДУ, КОГДА ВЫСТУПАЛА НА ПЛОЩАДИ ВЕЛИКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ и обещала, что к 2030 году Республика Молдова уже станет членом ЕС.

Обратите внимание, как освещался Саммит.

Обществу показывали идеальную картинку, рассказывали, что кушали господа гости, какие наряды носили. При этом они оберегали общественное мнение от любой мелочи, которая была бы не в пользу власти. Между тем, президент Румынии выступил с откровенным заявлением:

«У нас не должно быть никаких иллюзий, — сказал румынский лидер, — эти переговоры о присоединении очень сложны с административной точки зрения».

Но поскольку 99% СМИ контролируются PAS и Санду, большинство сюжетов были написаны в духе «Саммит прошел успешно».

Но что на самом деле дал Молдове Саммит? Из реального.

Нам был обещан более дешёвый роуминг и мы получили 50 млн евро в виде гранта от Норвегии.

Я видела, что некоторые национальные СМИ пытались узнать больше информации о так называемых фейках насчёт того, что украинская армия готова освободить Приднестровье от присутствия российских миротворцев и чтобы получить доступ к складам вооружений в Колбасне.

Было и заявление президента Зеленского на этот счёт, но оно, кажется, не прояснило ситуацию. Скорее, даже, наоборот. «Армия Украины, — говорит он, — ждёт только сигнала Молдовы об освобождении Приднестровья. Об односторонней военной акции не может быть и речи».

Я вполне допускаю, что у него могла быть тайная дискуссия на этот счёт с президентом Санду, с третьими лицами. Но я не хочу быть источником дезинформации. 

Ясно одно. О чём бы ни шла речь с украинской стороной, ничего этого от Санду и PAS мы не узнаем. Так же, как мы не знаем правды о бывшем украинском судье Николае Чаусе, которого СБУ похитила с территории Республики Молдова. Как это стало возможно?

Так что решения Саммита носят неформальный характер. Это, если хотите, как на свадьбе — все осыпают молодых пожеланиями и комплиментами, но никто ничего не гарантирует.

Опытные политики, говоря о потенциальных событиях, часто привязывают их к разного рода «если». И именно в таком духе выступало большинство спикеров в Бульбоаке, когда комментировали вступление Молдовы в ЕС к 2030 году — перспективу, которую обещала всем занятая борьбой за второй мандат президент Санду.

«Если будет много работать», «если все будут участвовать» и прочие «если».

Ещё раз повторю: это начало президентской кампании. И, в том числе, начало местных выборов. Авторитет властей сегодня скомпрометирован, поэтому они прибегают к международному пиару и западной поддержке.

Но кто будет голосовать за партию и президента, которая допускает, чтобы министры получали зарплаты в 50 тысяч леев, причём, большинство из этих министров оказались в Кабмине не из-за своих профессиональных достоинств, а из-за лояльности PAS и лично Санду.

И ещё один важный момент. Санду хочет создать информационный центр или, если называть вещи как есть — Центр политической цензуры «Патриот». Но является ли она настоящим патриотом этой страны? Сколько в её действиях и политике национальных интересов и сколько геополитических?

Кстати, в своей речи на Саммите Санду лишь раз произнесла слово Молдова.

Так думает ли она о нашей стране или о своей карьере?

2024 год будет для Европы электоральным. Ключевое внимание направлено на выборы в Европарламент. Их итоги определят то, как будет выглядеть Европа, какую политику она будет продвигать и каких политических лидеров будут поддерживать во время избирательных кампаний в Молдове европейские президенты и комиссары. Им это разрешают. 

Спасибо за внимание.